Повелители стихий. Gamer.ru в гостях у Wargaming («ИгроМир 2014»)
Компания Wargaming не изменяет себе уже который год. Стенд – самый большой, своих собственных игр – вагон и маленькая тележка, а спикеров – целая армия. Смотри, играй, общайся – делай то, что считаешь нужным. Но играть я побоялся (толпы, дикие толпы), смотреть смотрел, но издалека (по той же причине), а вот к вопросу общения с представителями стана Wargaming я подошел более серьезно. Благо в этот раз «будка знаний» компании перекочевала в относительно спокойную бизнес-зону, и разговор проходил в уютной обстановке – стены не тряслись, школьники не ломились.
В рамках часовой коммуникации с работниками «танкового холдинга» удалось узнать много интересного. Михаил Федоров, глава питерского отдела оперирования Wargaming, показал нам геймплей World of Warships и поведал об авианосцах. Всеми любимая Дарья Климчук, ныне являющаяся комьюнити-менеджером проекта World of Tankz Blitz, поделилась планами компании-разработчика в отношении мобильных «Танчиков». Ну, а господин Алексей Кузнецов, руководитель киберспортивного направления, рассказал о специфике организации массовых турниров и тому подобных вещах.
Первым слово взял Михаил Федоров. Спикер сразу напомнил нам об одном важном событии, которое произошло совсем недавно – крейсер «Аврора» покинул берега Невы и отправился на ремонт в Кронштадт. Как сказал Михаил, он и его команда, будучи истинными жителями Петербурга, не смогли оставить этот факт без внимания. И остаться без «Авроры» они тоже не смогли. Так что знаменитый крейсер скоро появится в World of Warships, где он будет выступать как премиум-корабль 3-его уровня.
Как заявил Михаил Федоров, разработчики уделяют огромное внимание историческому виду кораблей, и «Аврора», конечно, не исключение. В рамках студии даже действует специальный отдел – Art QA, занимающийся контролем качества моделей, выходящих из художественного департамента. И если работающим так консультантам-историкам что-то не нравится, забракованная модель отправляется на доработку.
Что касается «Авроры», крейсер делали довольно долго. Корабль уникален по целому ряду показателей, к тому же он является частью отечественной истории и символом ВМС, и подход к его разработке был иной. На текущий момент уже завершена работа на «Авророй» образца 1916 года, также планируется выпуск корабля образца 1905 года – крейсер предстанет в том виде, в каком он участвовал в Цусимском сражении.
В среднем на разработку одной модели любого корабельного класса девелоперы тратят от двух до двух с половиной месяцев. Многие образцы военно-морской техники воссоздаются по чертежам, что само по себе нелегкое дело. Но хуже, если предстоит работать по фотографиям. Ведь речь идет о периоде с начала и до середины XX-ого века, когда качество фотоматериалов оставляло желать лучшего. Тем не менее, разработчиков выручает тесное сотрудничество с музеями и авторитетными экспертами, мнению которых можно доверять.
Далее Михаил перешел к обсуждению геймплейных особенностей World of Warships. Со слов спикера, управляя крейсерами, эсминцами и линкорами в WoWS, геймеры действуют в рамках шутерной механики. Но отличие от тех же «Танчиков» все же есть, и оно существенное. Дело в том, что водное пространство не предполагает наличие укрытий – за исключением небольших островков, в игре практически негде спрятаться. И сделать так, чтобы игрокам было интересно действовать на открытых пространствах – задача не самая простая. Пришлось прибегать к некоторым ухищрениям – с оглядкой на то, как корабли вели себя в реальных сражениях.
Например, стрельба в игре ведется по параболической траектории, то есть снаряд летит не по прямой, а как бы навесом. И смертоносный груз зачастую преодолевает больше расстояния – десятки километров. И за те секунды, пока болванка со взрывчаткой добирается из точки «А» в точку «Б», потенциальная жертва должна понять, в какую сторону совершить маневр, как действовать перед лицом возникшей опасности. Атакующий игрок, в свою очередь, обязан предугадать поведение вражеского судна еще до выстрела. А это не так-то и легко, ведь в World of Warships отсутствует автоприцел и тому подобные вещи.
С авианосцами же дела обстоят еще интереснее. Человек, под контролем которого находится авианесущий корабль, в первую очередь призван решать стратегические задачи. Управление самим авианосцем при этом сводится к минимуму.
Чтобы продемонстрировать нам специфику авианосцев, Михаил запустил случайный бой. Корабли союзников сразу же ринулись навстречу врагу, но наш авианосец, как и положено данному классу судов, остался за линией фронта. Но все же не так далеко от нее. Со слов Михаила, ставить корабль где-нибудь в углу карты нерационально по одной простой причине – самолеты тратят больше времени на то, чтобы добраться до цели, а потом вернуться на палубу корабля. Соответственно, уменьшается число производимых вылетов. С другой стороны, подводить авианосец непосредственно к месту боевых действий тоже нельзя – это лакомая цель для врага, и понятно, что атаковать ее будут в первую очередь.
Вскоре находившиеся на палубе авианосца самолеты начали взмывать в небеса. Как сказал Михаил, в World of Warships присутствуют истребители, торпедоносцы и бомбардировщики. В задачи первых входит борьба с вражеской авиацией, вторые атакуют подводную часть кораблей, а третьи, соответственно, бомбят палубы и уничтожают надстройки, ПВО и орудия главного корабля. Какие самолеты отправятся в небо, игроки решают самостоятельно. Как и то, в какую сторону они полетят и к какой именно цели.
Михаил показал нам, как самолеты различных классов заходят в атаку на вражеские эсминцы и линкоры. Вроде ведь плевое дело – «натрави» звено на цель и наблюдай за весельем. Но легкой прогулки не получилось – нам явно попались опытные противники. Корабли постоянно маневрировали и успешно уходили не только от сброшенных бомб, но и от выпущенных торпед. Кроме того, со всех сторон велся огонь ПВО, а вражеские истребители, аки коршуны, кидались на несчастные звенья, существенно прореживая их состав.
Как сказал Михаил, нанести урон вражеским кораблям – это лишь одна из задач игрока. Не менее важно сохранить звенья в относительной целости и сохранности. Потерь в любом случае не избежать, но одно дело, когда для перезарядки прилетает 75% состава, и совсем другое, если до палубы добираются 1-2 самолета. Конечно, поредевшие звенья пополняются новой техникой, но резервы не бесконечны. Как итог, безалаберные капитаны могут потерять всю авиацию, и тогда корабли превратятся в неповоротливые и бесполезные лохани – своего вооружения у них, за исключением парочки слабых «пукалок», нет. Так что пусть хоть тонут – команде от этого не будет ни холодно, ни жарко.
Другое дело, если союзники теряют корабль, который мог бы еще принести немало пользы. Как заявил спикер, такое бывает часто. Одна ошибка капитана авианосца или его сопартийцев, и все – стальной гигант отправляется на дно вместе со всем содержимым. Но значит ли это, что сторона, распрощавшаяся с авианосцем, заведомо потерпит поражение? Нет. Если оставшиеся в строю корабли будут вести себя скоординировано, он смогут дать отпор врагу и при отсутствии авиации. Если же авианосец был ключевым звеном флотилии, а на основе его действий выстраивалась тактика всей команды в целом, то тогда да – последствия могут быть фатальны.
При этом Михаил напомнил, что в составе группы могут находиться сразу два авианесущих корабля, а это уже совсем иная тактика. Кроме того, сейчас разработчики экспериментируют с режимами, бои в которых будут проходить ассиметрично. Теоретически, у одной из команд авианосцев и вовсе может не быть. Но недостача этого класса кораблей в любом случае компенсируется большим числом эсминцев, крейсеров или линкоров.
World of Tanks (киберспорт)
Следом за Михаилом у микрофона появился Алексей Кузнецов, руководитель киберспортивного направления компании Wargaming. Большей частью беседа с ним крутилась вокруг специального гоночного режима, запущенного в World of Tanks несколько недель назад. Вот только беда в том, что его уже успели отключить к моменту написания этого материала.
Напомню, что режим предусматривал соревнования между двумя группами гонщиков, в каждой из которых находилось по 3 участника. Игроки, взяв под свое управление танки M24 Chaffee Sport (специальная такая модификация), должны были добраться до базы и захватить ее быстрее команды соперника. Также победы можно было достичь, перестреляв всех врагов еще во время заезда. Ко всему этому прилагалась витиеватая трасса, препятствия, трамплины, а также измененная физика и скорость под 90 км/ч/. Забавный режим – по крайней мере, таким он выглядел со стороны. На вопрос, вернется ли он в будущем, Алексей сказал, что такая вероятность есть. Надо лишь дождаться подходящего случая.
Рассказывать о гоночном режиме глава киберспорта всея Wargaming стал неспроста. Со слов Алексея, гонки на танках должны были стать еще одним веселым временным режимом, призванным украсить суровые будни виртуальных танкистов (по аналогии с пиксельными поединками на «Карлах» и танковым футболом). Но в процессе разработки режима ребята внезапно осознали: «А почему бы нам не воспользоваться этим в своих целях?». Тут и зародилась идея провести массовые соревнования. Впоследствии эта идея нашла отклик в сердцах поклонников World of Tanks – с их стороны было получено просто-таки баснословное количество заявок. Как результат, в турнире под названием «Формула WoT» приняли участие порядка 350 000 игроков. Столь масштабные соревнования до этого в MMO-играх не проводились никогда, и компания Wargaming сделала то, что и должна была – подала заявку на включение результата в книгу рекордов Гиннеса.
В очередной раз стать рекордсменами – это все очень приятно, никто с этим не спорит. Но все же задача перед киберспортивным отделом стояла иная. Как сказал Алексей, они хотели позволить большому числу игроков соприкоснуться с турнирами, соревновательным духом. Чтобы игроки поняли, что профессиональные соревнования могут проводиться не только в высших лигах, где гуру «гусениц и дула» бьются за титулы и денежные призы, но и на более низком уровне. К тому же подобного рода состязания позиционируются как стартовые площадки для запуска к киберспортивным вершинам новых героев WoT. Ведь кто знает – покатался паренек на танках по трассам, понравилось ему, загорелись глаза от вкуса победы, и глядишь – через годик-другой он уже будет блистать в Золотой лиге.
Но заблистать там игрок может и не дожидаясь появления какого-нибудь специального режима, где на него – о, боги, наконец-то! – снизойдет озарение. Алексей напомнил, что в World of Tanks уже год как действует режим под названием «Командные бои», где рядовые геймеры могут играть между собой по всем киберспортивным правилам. Также он упомянул, что в скором времени, а именно с релизом обновления 0.9.4, вышеуказанный режим подвергнется некоторым изменениям. Во-первых, устоявшийся формат поединков 7/42 уступит место формату 7/54. Во-вторых, командный бой будет проходить в режиме «атака/оборона» с двумя базами в наличии. Как заявил Алексей, перевод командных поединков на новую колею ведется в тесном сотрудничестве с профессиональными киберспортсменами, так что результат должен порадовать поклонников WoT.
Дарья Климчук, комьюнити-менеджер World of Tankz Blitz, выступала последней. Для начала она напомнила всем собравшимся, что за два с лишним месяца, прошедших с момента выхода WoT Blitz (релиз состоялся 26 июня), игра успела обзавестись двумя важными обновлениями. Причем последнее – версии 1.3 – увидело свет 2 октября, когда «ИгроМир» открыл свои двери для представителей СМИ и им сочувствующих. Большой апдейт привнес в Blitz две новые карты («Затерянный храм» и «Золотая долина»), новую технологию отображения тумана и освещения, травушку-муравушку (для высокопроизводительных устройств) и вторую ветку тяжелых советских танков. Также был полностью переработан экран боевой статистики – он стал более подробным и наглядным.
В ближайших планах стоит перенос игры на платформу Android. На текущий момент идет тестирование проекта, и с каждым днем разработчики получают все больше положительного фидбека. Если все сложится удачно, Android-версия World of Tanks Blitz появится уже до конца текущего года. После релиза сервера iOS и Android-версии будут общими (с сохранением золота, опыта, ачивок и прочих плюшек).
Как и в случае с устройствами, работающими на платформе iOS, World of Tanks Blitz не сможет дружить со всеми планшетами и смартфонами на базе Android. Все упирается в системные требования, которые пока что такие: версия Android 4.0 – стартовая, частота процессора на уровне 1200 MHz и выше, объем оперативной памяти не менее 1ГБ, видеочипы: Adreno 320, Mali-400MP и схожие с ними GPU, либо более мощные. Но требования к начинке могут измениться после завершения тестирования, причем не только в плюс (чего никому бы не хотелось), но и в минус.
Также Дарья успокоила всех новоиспеченных обладателей iPhone 6 и iPhone 6 Plus. С ее слов, разработчики подсуетились и в обновлении 1.3 провели все нужные работы над оптимизацией. Так что поклонники платформы iOS могут без боязни играть с большим, а то и с бОльшим комфортом.
Что касается контента и геймплейных механик, то тут поклонников игры ожидает много нового. Так, в будущем году планируется ввести клановую систему – игроки просят, требуют, ждут и надеются. Но она будет несколько отличаться от того, что есть в «Большом брате». Как сказала Дарья, в Blitz появится, далее цитата, «некоторое подобие глобальной карты». Кланы будут включать себя не более 100 человек. Ко всему прочему разработчики планируют ввести ротные бои, которые, скорее всего, будут выходить в форматах 5x5 и 7x7, а также тренировочные сессии, где игроки смогут протестировать танки, карты или же подготовиться к каким-нибудь турнирам.
К слову, о турнирах. Разработчики понимают, что в один прекрасный момент игрокам захочется померяться друг с другом силушкой в рамках какого-нибудь масштабного мероприятия. Но к этому вопросу было решено подходить с осторожностью, и первой шагом на пути реализации турниров в World of Tanks Blitz станет изучение мнения аудитории. Разумеется, на практике. Уже в ближайшее время будут запущены условные состязания между игроками и разработчиками. Принцип примерно тот же, что в больших «Танках» – если обычные пользователи побеждают девелоперов в бою, или же они набивают больше урона, чем представители компании Wargaming, то получают некоторое количество Gold-валюты. Разработчики, в свою очередь, собирают столь нужным им фидбек.
Дальше – больше. Ближе к концу года в World of Tanks Blitz появятся боевые задачи, которые позволят новичкам (а оных, в связи с запуском Android-версии, ожидается несказанный наплыв) быстро прокачаться и сравняться по опыту с «АйОсниками».
В обновлении 1.4 в игру наконец-то добавят немецкого тяжеловеса-убийцу со скромным именем «Мышка» (Maus). Также в одном из будущих глобальных апдейтов запланирован выпуск британской ветки танков – сначала на арену выкатят классические «панцеры», потом ПТ-САУ. После «британцев» разработчики планируют взяться за «французов». Но в отношении последних имеются некоторые вопросы, связанные с балансом. Как сказала Дарья, девелоперы хотели бы избежать повторения ситуации, возникшей после внедрения французских машин в World of Tanks – тогда игроки буквально умоляли разработчиков убрать «барабанщиков» (танки с барабанной системой заряжания) или хотя бы понерфить их.
Что еще сможет порадовать игроков, так это появление в World of Tanks Blitz полноценных городских карт. Вместе с ними в игру придет новая технология, которая обеспечит хорошую производительность и позволит избежать проседания FPS. Оригинальные карты будут перемежаться с уже знакомыми по World of Tanks аренами.
Уже почти готова система реплеев, которая позволит смотреть сохраненные бои непосредственно из игрового клиента. Будет реализован голосовой чат, как это уже сделано в World of Tanks. Появится рейтинговый «Зал славы». Также имеется задумка ввести в игру калькулятор рейтинга эффективности КПД, но для решения этой задачи разработчики ищут волонтера (мододела) из числа поклонников World of Tanks.
Со слов Дарьи, все изменения графического плана (туман, улучшенное освещение, трава), которые были проведены в обновлении 1.3 – это лишь первый, маленький шажок в развитии игры в данном направлении. В дальнейшем графика будет только улучшаться, и коснется это не только окружения, но и боевых машин. HD-моделям танков быть! Тем не менее, увидеть преображенные танчики вне ангара удастся лишь обладателям относительно мощных смартфонов и планшетов.
На текущий момент World of Tanks Blitz установили свыше 7 миллионов пользователей по всему миру, а оценка игры в App Store не опускается ниже отметки в 4,5. Отличный результат, который вполне устраивает разработчиков. Осталось лишь получить награду Golden Joystick Awards в номинации «Лучшая мобильная игра 2014 года», и тогда счастье будет полным. И заслуженным.